Самое

Авторский сайт
Александра Кирша

Лучшее у других

Дайджест Капитали$та

Видео

Loading...

Видео

Еще видео

Футбол

Картинная галерея

Еще картинки>>>

Экономические основы от Матфея, Марка и Луки: попытка толкования

 

Я, конечно, не уверен, может ли простой смертный, просто будучи православным, но не имея специального образования, писать на такую тему. Да простит меня Господь, и прошу прощения заранее у всех, чьи религиозные чувства я ненароком задену: это не со зла, а по недомыслию.

Мне все же представляется, что чисто экономические аспекты Нового Завета надлежащего толкования еще не получили. Между тем, в такой величайшей сокровищнице души и разума, какой является Евангелие, вопросам, так или иначе связанным с экономикой, было, естественно, уделено должное внимание: руководство по жизни включает в себя — в том числе — и руководство чисто экономическое.

При этом экономическая тема проскальзывает у авторов Нового Завета даже там, где ее не всегда замечают.

 

1. «Блаженны нищие...»

 

Меня беспокоит, в частности, большое количество нехристианских спекуляций на непонимании самой первой заповеди Нагорной Проповеди:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3; см. также Лк. 6:20).

Атеисты хихикают — вот, мол, что же это будет с Царством Небесным, если туда попадают нищие духом...

Стандартным ответом богословов является разъяснение смысла словосочетания «нищие духом», каковой смысл отличен от бытового современного и означает «кроткие, смиренные, осознающие свою ничтожность перед Господом».

Не являясь специалистом, я не могу и не вправе оценивать этот тезис, но понимаю, что какие-то основания (и, видимо, весьма серьезные) он, безусловно, имеет. В то же время отмечу и следующее.

Богодухновенный текст Нового Завета имеет необычайное свойство сохранять свою суть во всевозможных переводах, и в остальных случаях, как правило, не требуется возвращаться во времени и пространстве к обстоятельствам и особенностям языка, связанным с возникновением Святого Писания.

Особое доверие у меня в этом плане к русскому языку — как наиболее распространенному из современных языков у православных. К примеру, сказанное Спасителем на кресте слово «жажду» (Ин 19:28) имеет по-русски наряду со значением «хочу пить» и более глубокий смысл — «хочу, чтоб свершилось».

То же касается самого словосочетания Царство Не-бес-ное: русский язык и здесь неповторим, придавая новый смысл и не лишая смысла изначального.

В общем, апелляция к особенностям арамейского или греческого языка сама по себе представляется несколько недостаточной.

Кроме того, традиционное объяснение не дает ответа на другие вопросы, связанные с началом Нагорной Проповеди.

Так, большинство христианских исследователей соглашаются с тем, что в греческом оригинале текста Лк 6:20 слово «духом» вообще отсутствовало и появилось позже. Может ли такое быть со словом, изменяющим смысл столь важной заповеди? Чтобы изначально в тексте Мф 5:3 речь шла о нищих духом, а в тексте Лк 6:20 — о просто нищих?

Далее. У Луки в 6.20–22 и 6.24–26 идет совершенно четкое противопоставление противоположностей, в которое добавленное слово «духом» не вполне вписывается:

нищие [духом?] — богатые [просто!] «ибо вы получили уже свое утешение» — Лк 6:24];

алчущие — пресыщенные;

плачущие — смеющиеся;

возненавидят вас, и отлучат, и будут поносить — все будут говорить о вас хорошо.

То есть именно слово, вставленное позднее, как бы нарушает гармонию текста, убирая в одном случае из нескольких антонимию.

У Матфея же — слово «кроткие» упомянуто отдельно — Мф 5:5. Зачем тогда этот повтор?

И самая труднопонимаемая фраза идет в обоих пересказах Проповеди первой!

Следует попутно учесть, что слово «блаженны» — в отличие от «благословенны» — означает счастье не только в будущем, но и уже сейчас» (обыденное «блажен, кто верует»; явно в этом же смысле говорили еще при жизни о Василии Блаженном).

Обращаю также внимание на то, что текст Проповеди у Матфея дается в 3-м лице, а у Луки — во 2-м.

Осмелюсь в этой связи выдвинуть следующую версию.

Заповедь «блаженны нищие духом» нужно понимать как читаемую со смысловой паузой (мысленным тире) после слова «нищие». Такое прочтение русского перевода обеспечивается просто — ударение ставить надо не на слове «духом», как принято, а на слове «нищие».

Блаженны НИЩИЕ — духом. Блаженны НИЩИЕ (духом).

В оригинальном тексте, с большой долей вероятности — в форме стиха, хоть и не в современном понимании,— на смысловое ударение указывал ритм, он же в таком случае обуславливал и порядок слов.

По поводу же русского перевода я говорю не об изменении текста, а лишь о перестановке традиционного смыслового ударения: слово «духом» должно относиться к сказуемому, а не к подлежащему.

Причем — в полном соответствии с языковой традицией русского языка (ср.: «красив душой», «жив (упал) духом» и т. д.).

При таком подходе:

нет необходимости искать древнее значение словосочетания «нищие духом» — этого сочетания просто нет, а слово «духом» относится к слову «блаженны»;

понятно, почему слово «духом» — как уточняющее, а не изменяющее смысл,— могло изначально отсутствовать в тексте у Луки и лишь затем быть дописанным;

речь не об изменении субъекта (нищие), к которому относится предикат (блаженны), а просто о пояснении — «каким образом»;

сохраняется полная антонимия в тексте Лк 6.20–22 и 6.24–26: богатым противопоставляются не «нищие духом», а просто нищие;

Мф 5:5 не дублирует Мф 5:3 (о кротких);

слово «духом», присутствующее в первой заповеди Нагорной Проповеди, относится ко всему тексту Мф 5:3–11, а также Лк 6:20–22, и оно означает, что:

услышав от Господа, в том числе через посредников, передающих Его слова, о будущем своей души, нищие, плачущие, кроткие и остальные, упомянутые в Проповеди (опять же — Мф 5:3–11 и Лк 6:20–22), становятся — благодаря духу, то есть вере! — счастливыми уже сейчас, а не только в послесмертном будущем, то есть все они именно блаженны, а не только благословенны;

когда обращение шло через посредников — в 3-м лице (от Матфея),— те, о ком речь, должны были для блаженства (уже сейчас) поверить апостолам, то есть уточнение «блаженны духом» являлось совершенно необходимым: чтоб поверить, нужна вера, а для нее — необходим дух. А вот при обращении во 2-м лице (то есть непосредственно к слушателям — как у Луки) имелись в виду люди, видящие отверзшего уста Господа в этот момент сами и только что видевшие Его чудесные исцеления (Лк 6:18–19),— люди, которые обладали уже не только верой, но и знанием о Богочеловеке, а потому у Луки слово «духом» вполне могло быть изначально опущено;

данная заповедь — как содержащая общее для всех заповедей Нагорной Проповеди слово «духом» — и должна была в тексте идти первой.

Общий же смысл такого понимания состоит в том, что вера — благодаря духу — делает людей счастливыми уже сейчас (именно блаженными). Верующий и при этом праведный — счастлив. Вот в чем еще один высокий смысл Нагорной Проповеди.

Не нужно обижаться на превратности судьбы: всё — учтется, и каждому — воздастся.

В стране, где материалистических предпосылок к улучшению ситуации почти не видно (хотя и пытаемся делать всё, что от нас зависит), где вся надежда уже только на то, что эту страну пожалеет Господь, вера в конечную справедливость нужна особенно. Нам — счастливая вера, «им» — понимание неотвратимости наказания (Лк 6:24–26).

С учетом этого и вернемся к вопросу нищеты и богатства.

 

2. «Горе вам, богатые!»

 

Очевидно, под богатыми понимаются те, чей уровень материального благосостояния существенно выше среднего для данного региона в данное время.

Им и адресована притча о богаче и нищем (Лк 16:19–26):

«19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Такова истинная цена «богатства»!

О том же — уже упомянутое

«горе вам, богатые!»

(Лк 6:24).

Это, однако, не означает необходимости отказа от предпринимательской деятельности. Вспомним притчу о пользовании талантами (снова какая изумительная в русском языке игра слов с глубочайшим смыслом!):

«14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю [см. также Лк 16:10]; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

(Мф 25:14–30); см. также Лк 19:12–24).

Дело стало быть не в том, что порочно зарабатывать на бизнесе (о греховности «эксплуатации» ничего не говорится; даже наоборот!), а в том, видимо, как накопленным распоряжаться, как возвращать этот «прибавочный продукт» (говоря языком Маркса) обратно обществу.

С другой стороны, вспомним и наставление Спасителя ученикам:

«4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. <...> 7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. 8 И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,»

(Лк 10: 4, 7–8; см. также Мф 10:8–10).

Здесь уже речь идет явно о продукте «необходимом» — стало быть, бизнес уместен не всегда и лишь — как собственная инициатива, а не злоупотребление доверием (для апостолов — Бога, в наших условиях — государства). То есть ограничения есть и в части способа накопления.

Касательно же последующих трат и возврата накопленного — показательны слова Господа, засвидетельствованные в Мф 19:21–26, и Мк 10:21–27 и Лк 18:22–27:

«21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? 26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.»

(Мф 19:21–26).

«Богу же всё возможно» — лишь Он может даровать спасение, простив и исправив грешные души. Если человек, разумеется, сам не будет этому противиться:

«<...>много званных, а мало избранных»

(Мф 22:14,— см. также Лк 14:24).

 

3. «Кому много вверено...»

 

Но как спасение заслужить? У Матфея (Мф 23:23) находим:

«23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.»

То есть мало просто отдавать причитающуюся Богу десятину (Лев 27:30): это всего лишь аналог налога, хоть и не светский, однако отдавать обязательную часть — условие необходимое, но не являющееся достаточным: столь же необходимая для спасения милость — на то и милость, что будет сверх обязательной части.

Речь, таким образом, именно о благотворительности.

В отношении же обязательных платежей, установленных светской властью, то есть налогов, отношение совсем особое — сборщики податей фактически приравнены к грешникам:

«10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. 11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? 12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.»

(Мф 9:10–13; см. еще Мк 2:16–17, Лк 5:30–32).

Знаменательно: о необходимости благотворительности в Евангелии особо указывается налоговикам (Лк 19:2–9):

«2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,»

Но сам подход к благотворительности аналогичен налоговому (как бы в процентах!):

«1 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.»

(Лк 21:1–4).

То есть много спросится с того, кому много дано:

«И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.»

(Лк 12:48).

Тут очень важное слово — «вверено».

Богатство тоже — именно «вверено» человеку, чтобы он им правильно и честно распорядился. Отдавая и милость, и

«кесарево кесарю, а Божие Богу»

(Мф 22:21, см. также Мк 12:17, Лк 20:25).

Кстати, здесь находим и чисто экономическую аргументацию светского налогообложения: на монете — изображение кесаря (Мф 22:19–21, Мк 12:15–16, Лк 20:24). Здесь — глубокий экономический смысл:

денежное обращение регулируется государством, и этим всё предопределяется: если оно не соберет податей в желаемом объеме, то просто может отчеканить недостающее, заменив налог инфляцией, так что при всей очевидной коррупционности механизма собирания податей «сопротивление — бесполезно» (это уже чисто светский оборот — из мирской жизни), а то будет еще хуже.

Таковы суровые земные реалии, и соответствующие местные законы тоже надлежит соблюдать.

Тем более это должно касаться богатых (большие недоплаты — большая инфляция из-за чеканки недостающего), но установленное обязательное — опять же — лишь часть того, что нужно возвращать обществу.

«19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.»

(Мф 6:19–21).

О том же — у Луки:

«15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. 16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? 21 Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. <...> 33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, 34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.»

(Лк 12:15–21, 33–34).

Вернуть лучше всё —

«до последней полушки»

(Лк 12:59).

Итак, изобилие — вред и для души, и для прощения — с ним надо распрощаться (снова — изумительная и мудрая игра слов в русском языке)!

 

4. «И прости нам долги наши...»

 

С учетом этого и следует воспринимать притчу о расписках:

«1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; 2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. 3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; 4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. 5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? 6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. 7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. 8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. 9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. 10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. 11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? 12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?»

(Лк 16:1–12).

Современному читателю оправдание «нерадивого управляющего», так «покупающего» себе друзей, может показаться странным, противоречащим современным представлениям, обычаям и законодательству.

Что ж: это — проблема нашего времени. Мы до сих пор не осознали новозаветное учение: лишние деньги — не благо, а зло; стало быть, избавление от них в пользу нуждающихся — благо, за которое надо быть благодарным (и опять — наш великий и могучий!)

Вспомним в этой связи Молитву Господню:

«12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;»

(Мф 6:12; см. также Лк 11:4).

То есть простится нам так же, как прощаем мы сами.

У Луки — великолепная притча от Спасителя:

«41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? 43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. <...> 47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.»

(Лк 7:41–43, 47).

Для большей любви, для Спасения — больше прощать. В притче о злом кредиторе — ключевые слова:

«33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»

(Мф 18:33).

Итак: Богу — Божье, кесарю — кесарево, прощать долги, а сверх того — творить милость. Это и есть «кому много вверено, с того больше взыщут».

При этом примечательно:

«16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.»

(Мф 20:16, см. также Мф 19:30, 20:8, Мк 10:31, Лк 13:30).

Последние станут первыми: обиженные в земной жизни получат свое в Царстве Небесном (снова вспомним Нагорную Проповедь).

 

5. «То же, что и тебе»

 

Но и в земной жизни нужно наводить порядок. Опережая человечество почти на 2 тысячелетия, Христос говорил:

«1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой 2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; 3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, 4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. 5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. 6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? 7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. 8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. 9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. 10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; 11 и, получив, стали роптать на хозяина дома 12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. 13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; 15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»

(Мф 20:1–15).

Это — основы современной социальной защиты, неведомой не только в начале эры, но и многие века: лишь в 20-м веке человечество дошло до таких странных некогда институтов, как оплата простоя, пособие по безработице и т. д.

Ну а к расчетам сразу после работы мы в полной мере не подошли и сейчас. Стоит обратить внимание:

«8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.»

(Мф 20:8; см. и в Ветхом Завете: Лев 19:13, Втор 24:15).

С другой стороны, до сих пор непривычны и встречные требования — касающиеся, например, совместительства:

«24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.»

(Мф 6:24; см. еще Лк 16:13).

А ведь глубокий смысл — есть и в этом.

Впрочем, всему — свое время и место:

«36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. 37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; 38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. 39 И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.»

(Лк 5:36–39, см. и Мф 9:16–17, Мк 2:21–22).

О том же — в Ветхом Завете: Еккл 1:10, 3.1–8.

Но всегда и всюду нельзя зарабатывать на предательстве, на крови (сегодня — торговле оружием).

Вспомним иудины сребреники:

«3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. 5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. 6 Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8 посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.»

(Мф 27:3–8).

При этом:

«18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. 19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. 20 Итак по плодам их узнаете их.»

(Мф 7:18–20; см. также Лк 6:43, 44).

 

6. «Прихожу искать плода...»

 

Ну а бесплодие — непринесение пользы — означает бессмысленность существования:

«19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.»

(Мф 21:19).

О том же:

«6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; 7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? 8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — 9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее.»

(Лк 13:6–9).

Это — не только о роли труда. Здесь экономических интерпретаций, толкований, следствий и примеров может быть очень много:

и непрерывные производственные циклы (неостанавливаемое конвейерное производство);

и необходимость реального выполнения своей миссии банками: не просто обмен валюты, а именно кредиты;

и обязательная эффективность денежной системы: денег должно быть столько, чтобы и кредиты (обязательные проценты) были возможны, и платежеспособный спрос был обеспечен, иначе без него, коль денежная система не выполняет свои функции, остановится экономика.

О той же необходимости спроса для поддержания экономики говорит и постоянный призыв Христа не зацикливаться не обогащении и изобилии:

деньги нужно тратить!

Они не должны быть средством постоянного накопления и образования сокровищ — без денег нет крови экономики. Поэтому всё не возвращенное обществу через обязательные платежи, благотворительность, прощение долгов — должно вернуться хотя бы через траты, через покупки — вспомним еще раз Лк 12:20.

Блажен, кто отдает или хотя бы тратит, двигая экономику, но чтоб отдавать — надо сперва это заработать и иметь (снова вернемся к Мф 25:14–30 и Лк 19:12–27).

«Всякому имеющему дано будет»

(Лк 19:26; то же: Мф 25:29) —

постулат столь же важный, как и:

«трудно богатому войти в Царство Небесное»

(Мф 19:23; о том же — Лк 18:24).

Ибо невозможно от богатства отказаться или всё, что заработано, потратить/использовать правильно и духовно (полезно для общества), не имея этого богатства и этого заработанного. А далее уже — «много спросится»; но бездельничать, чтобы потом не спросилось, Христос нигде не советует. Блаженны нищие, но не лодыри.

Постоянный адрес материала http://www.samoe.in.ua/index.php?pub=538

При перепечатке ссылка на www.samoe.in.ua обязательна.

© А.Кирш концепция, структура, содержание,сюжеты рисунков | © А.Левин оформление и техническая разработка | © В. Лотоцкий рисунки
2010 г.