Самое

Авторский сайт
Александра Кирша

Лучшее у других

Дайджест Капитали$та

Видео

Loading...

Видео

Еще видео

Футбол

Картинная галерея

Еще картинки>>>

 

Правительство закручивает НДСные гайки с нескольких сторон сразу

Налоговый обзор

1. Через 2 недели с момента принятия было опубликовано Распоряжение Кабмина от 9 сентября № 1120-р (ранее проходившее в прессе и под другими номерами).

Этим распоряжением отменены:

п. 2 Распоряжения Кабмина от 1 июля № 757 — о декларировании налогового кредита (то есть уменьшения НДС) только в периоде возникновения налогового обязательства по НДС у поставщика и об аннулировании регистрации тех плательщиков НДС, которые выдали налоговую накладную, не задекларировав налоговые обязательства;

Распоряжение Кабмина от 17 июля № 838 — об оправданности корректировок по НДС только в течение 2 месяцев и в пределах 10%.

Впрочем, действие обеих отмененных норм еще до этого было приостановлено Президентом.

Кроме того, новым Распоряжением № 1120-р установлено, что если налоговая накладная используется с опозданием и при этом нарушается Закон об НДС, то проводится внеплановая выездная проверка такого плательщика, а при выписке налоговых накладных без декларирования соответствующих обязательств регистрация плательщика НДС аннулируется, но — с правом обжалования такого решения в Межведомственном экспертном совете.

Таким образом, отмененные нормы в принципе этим же распоряжением и восстановлены, хотя и в несколько более законном виде. При этом использование налоговых накладных с опозданием — по-прежнему чревато непризнанием законного права на налоговый кредит.

2. На фоне вышеуказанной опасности возникают особые проблемы с еще одним документом Правительства, фактически корректирующим Закон об НДС,— Распоряжением от 23 сентября № 1178-р. Оно устанавливает с 1 ноября обязательную регистрацию налоговых накладных с суммой НДС более 1 млн грн (с 1 января 2010 г. — свыше 500 тыс. грн; с 1 апреля 2010 г. — свыше 100 тыс. грн) в Общем реестре налоговых накладных (и лишь после такой регистрации налоговая накладная может быть выдана), а нарушение этого порядка опять же является основанием для проверок; при этом покупатель утрачивает право на налоговый кредит, если продавец на соответствующую сумму еще не рассчитался с бюджетом.

Не говоря о том, что такая серьезная ответственность покупателя за нарушения продавца, на которого он не может повлиять, противоречит и законодательству, и принципу справедливости (зато действует принцип «не поймаем партизан — спалим всю деревню»), покупатель, как правило, не может знать, провел ли продавец расчет с бюджетом,— тем более, что проводить такой расчет продавец вправе весь следующий (!) месяц. Из-за этого покупатель оказывается вынужден откладывать свой налоговый кредит, а это уже является нарушением вышеуказанного распоряжения № 1120-р,— в итоге отразить налоговый кредит, то есть законное уменьшение НДС, нельзя ни вовремя (из-за 1178-р), ни с опозданием (из-за 1120-р).

Касается ли такой порядок только налоговых накладных на крупные суммы (включаемых в Реестр) или всех подряд, тоже до конца не ясно, хотя если читать документ системно, то распространяться лишь на налоговые накладные с большими суммами он должен весь, а не только в части, говорящей о Реестре.

3. 28 сентября Киевский административный суд отменил Постановление Кабмина от 14 апреля № 366, установившее обязательность пенсионных отчислений для предпринимателей на едином налоге. Однако КМУ, скорее всего, будет это судебное решение обжаловать и упомянутая отмена еще может не вступить в силу; то есть окончательно данный вопрос пока не решен, хотя движение пошло в правильном направлении.

4. В письме Государственной налоговой администрации от 30 сентября № 21255/7/15-0217 главные налоговики признали, что доначисление налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС с применением так называемых «обычных цен» должно сопровождаться обращением налогового органа в суд, который и принимает по такому доначислению окончательное решение. Это соответствует подпункту 1.20.10 Закона о налогообложении прибыли.

В то же время налоговая освободила себя от аналогичной судебной процедуры, если налог не доначисляется, а просто уменьшаются убытки или размер бюджетного возмещения. Такое «самоосвобождение» налоговиков от судебного разбирательства правомерным назвать сложно.

Постоянный адрес материала http://www.samoe.in.ua/index.php?pub=274

При перепечатке ссылка на www.samoe.in.ua обязательна.

© А.Кирш концепция, структура, содержание,сюжеты рисунков | © А.Левин оформление и техническая разработка | © В. Лотоцкий рисунки
2010 г.