Улыбка Джоконды
Оказывается, самая знаменитая и дорогая картина в мире — Джоконда (или Мона Лиза) Леонардо да Винчи — в Лувре размещена даже не в центре зала, а практически в углу! В центре же зала надо встать посетителю (что я и сделал), ибо наблюдать это великое полотно нужно не само по себе, а в совокупности с толпой созерцателей. Поскольку в Париже на Джоконду можно смотреть как угодно долго (это во время московских гастролей картины, которые были еще при Брежневе, разрешалось видеть Леонардово чудо лишь несколько секунд), то постепенно становится понятной и практически разгаданной знаменитая тайна улыбки (ироничной, мягкой, загадочной, лукавой, материнской, сестринской etc.) той (по некоторым версиям — того), кого сей шедевр изображает.
(Кстати, тот самый Брежнев, ссылаясь на одного из своих азиатских подчиненных, говорил, что разгадка проста: эта Мона, мол, просто дура.)
Истинное величие шедевра состоит в следующем: малюя его, Леонардо понимал, что создает именно шедевр, предмет будущего обожания и чуть ли не поклонения, а потому наваял то, что может восприниматься только вместе с самими воспринимателями — как единое целое.
И в таком ракурсе разгадка очевидна совершенно: «Ну чего уставились? Бабы не видели?».
Вот так — в сочетании с тем, что окружает,— надлежит впитывать настоящее Искусство.
И точно так же следует относиться к украинскому тупому законодательству, а заодно — письмам от ГНАУ. Коль воспринимать некий налоговый шедевр сам по себе, он непонятен и — все-таки не от Леонардо — весьма противен. Если же изучать его в безразрывной связи с тем, что вокруг, обнаруживается настоящая ценность шедевра — абсолютно нулевая, еще больше, чем сам абсолютный нуль.
И сразу становится легко и свободно, сразу чувствуется, что мир прекрасен и удивителен и что не нужно зацикливаться на всякой хе... хе-хе, ерунде. В этом — единство Лекаря и Леонардо: творения их обоих никак нельзя воспринимать в отрыве от окружающего мира.
А то можно много потерять...
Постоянный адрес материала http://www.samoe.in.ua/index.php?pub=24