Самое

Авторский сайт
Александра Кирша

Лучшее у других

Дайджест Капитали$та

Видео

Loading...

Видео

Еще видео

Футбол

Картинная галерея

Еще картинки>>>

Право на... с правом ИДТИ на... диалектически едино

Поэтому важны не права, а правила

15 марта человечество очередной раз отметило Всемирный день защиты прав потребителя. В этот день 47 лет назад американский Президент Джон Кеннеди в своей речи (видимо, исторической) сформулировал четыре основных права потребителей (впоследствии дополнявшихся): на безопасность, на информацию, на выбор и на возможность быть услышанным.

Не знаю, каким боком это коснулось СССР и всего того, что из него потом на свет Божий понавылазило, но у нас в стране считают, что мы к этому дню тоже имеем отношение. Наверно — таки имеем, только не все права сразу.

Например, на базаре хорошо с правом быть услышанным, но хуже — с правом на безопасность, а право на информацию там совсем слабо сочетается с правом на ее достоверность; зато есть выбор (главным образом — брать или сэкономить).

В супермаркете же в цену включены, безусловно, все права, а какое из них кому недодали — жизнь показывает чуть позже. В любом случае, указать, чем именно траванулся одновременный потребитель услуг сразу нескольких сфер торговли, будет сложно.

Но дело и не в этом. А в том, что, качая права (даже те, которых у нас не совсем есть), мы, оря потребительской своей частью, не всегда помним о другой части себя же — которая производит (очевидно, то, что потребляют уже остальные). Как правило, эта часть помалкивает и на возможность быть услышанной особо не претендует. Она вообще ни на что не претендует, потому что из своих двух частей мы больше любим не ее, а ту первую, громкую. Которая на базаре, у которой права, а ведь на нашем базаре продается всё.

Когда учительница, получив подношение «на удобства класса», тратит его на добровольный взнос в коммерческую фирму при вузе, где ее, учительницы, собственный сын хочет получить высшее образование, причем тратит, естественно, доплачивая от себя, потому что высшее дороже среднего, она может и не знать о том, что декан/соучредитель той фирмы не заберет эти деньги себе, а разделит между тружениками правоохранительных органов, оказывающих обществу услуги по безопасности и законности (причем тоже доплатит от себя, ибо свобода стоит еще дороже), а вот уже от тех, ментово-прокурорствующих, что-то перепадет и ей (ну не всё, понятно, на что-то ж и жить надо) — на удобства класса, где охранителевы отпрыски как раз обучаются.

Круг замкнется, просто не все круги замыкаются так быстро, но когда-то и где-то замыкаются все. Тем и живем.

Так вот, право потребителя в нашей стране заключается как раз в том, что получить «что написано» без недодачи прав он вправе с теми на это издержками, на которые сам сможет заработать, получая от общества и его членов бонусы уже свои.

Словом, совковый менталитет вовсе не испугался звериного оскала капитализма со всеми его американскими штучками, а чудесно и быстро с этим всем сжился. Счастье этой гармонии мы радостно и празднуем каждый год — через неделю после другого международного дня.

Постоянный адрес материала http://www.samoe.in.ua/index.php?pub=102

При перепечатке ссылка на www.samoe.in.ua обязательна.

© А.Кирш концепция, структура, содержание,сюжеты рисунков | © А.Левин оформление и техническая разработка | © В. Лотоцкий рисунки
2010 г.